Статьи и аналитика

Главная Статьи и аналитика История первого трубопровода в России

История первого трубопровода в России

История первого трубопровода в России

До появления главной питьевой артерии Москвы город довольствовался водой из Москвы-реки, а также ее мелководными и загрязненными притоками – Яузой, Неглинкой, Нищенкой, Черногрязкой и другими. Кроме того, в Москве насчитывалось немногим менее 900 прудов, вода в большинстве из которых ввиду отсутствия канализации была совершенно непригодна для питья...

 

Выходом из ситуации были колодцы, абсолютное большинство из которых, однако, располагались в частных усадьбах; в общем же доступе во второй половине XVIII в. находилось только три – Адроньевский, Трёхгорный и Преображенский. Потому, из-за нехватки чистой питьевой воды санитарные условия в городе периодически приводили к вспышкам тяжелых инфекционных заболеваний. Так, в 1771 году эпидемия чумы привела к гибели четверти населения города.

 

Первым трубопроводом, построенным в России, был Мытищинский водопровод, именуемый в некоторых исторических документах Екатерининским. Работа над объектом, который до 1937 года являлся главным питьевым источником, началась по приказу императрицы в 1778 и окончена в 1805 году. Проект был разработан военным инженером Фридрихом Бауэром.

 

moskovskiy perviy truboprovod

Первый общегородской водопровод в Москве был полностью самотечным - вода текла по кирпичным галереям. 

 

На строительство было выделено порядка 1,2 млн. рублей, о чем свидетельствует сохранившийся Указ от 27 июля 1779 года. В качестве рабочей силы ежедневно выделялось несколько сотен солдат. Однако начавшаяся в 1787 году Русско-турецкая война помешала строительству; в результате сдача объекта была на 26 лет. С приходом к власти Павла I на организацию водопровода были выделены дополнительные средства.

 

После смерти инженера Бауэра строительство возглавил Иван Кондратьевич Герард, который пересмотрел изначальные расчеты и увеличил количество ключевых бассейнов для сбора грунтовых вод до 43 штук. По замыслу инженера, вода, собранная в мытищинских ключах, благодаря естественному уклону, направлялась в город через Громовой ключ по кирпичной галерее, ширина которой составляла 3 фута (порядка 1 м). Общая длина трубопровода в итоге составила более 20 км. В качестве водохранилища для забора питьевой воды выступил Самотецкий пруд, который находился на возвышенности относительно города, что упрощало подачу воды.

 

stroitelstvo mitishinskogo vodoprovoda

stroitelstvo mitishinskogo vodoprovoda 2

Фотографии со строительства мытищинского водопровода

 

В первые годы эксплуатации Мытищинский водопровод представлял собой фантастическую для своего времени композицию, состоящую из множества фонтанов и акведуков, и воспринимался как самое настоящее чудо и повод для гордости. Водопроводная галерея пересекала город, попадая через Сокольники и Каланчевскую площадь на Трубную, где для забора воды был установлен специальный фонтан.

 

Периоды реконструкции Мытищинского водопровода

 

Несмотря на все свое великолепие и серьезные инженерные расчеты при проектировке, Екатерининский водопровод по факту давал намного меньше воды, чем ожидалось. А возведенный для обеспечения чистоты воды Ростокинский акведук обслуживал только небольшой участок маршрута. Большая часть сооружения проходила под землёй, в результате чего к питьевой воде примешивались грунтовые осадки. Некоторые участки кирпичной галереи водопровода в первые же годы после его открытия начали обрушиваться, а деревянные опоры – подгнивать и проседать в грунт.

 

Первая реконструкция Мытищинского водопровода состоялась в 1826–1835 гг. под руководством инженера Николая Яниша и потребовала вложений на сумму 720 тыс. рублей. Первым удачным проектом Яниша стало строительство Алексеевской водокачки на месте обрушившегося в 1825 г. кирпичного водовода. Далее был отстроен резервуар в Сухаревской башне, несколько водозаборных фонтанов и небольшое водохранилище. В 1851–1852 гг. инженером Максимовым был составлен и реализован проект по улучшению водоснабжения Москвы; были построены Бабьегородский и Краснохолмский водопроводы. Однако вода в новых водоразборных источниках была очень плохого качества. К тому же, из-за недостаточно глубокой прокладки трубопровод в зимнее время года периодически перемерзал. В результате, к 1863 г. Бабьегородская и Краснохолмская питьевые артерии были полностью выведены из эксплуатации.

 

В 1854–1859 гг. состоялась вторая реконструкция трубопровода в Мытищах. Строительство проходило под руководством инженера Андрея Дельвига, носившего прозвище «творец русского водопроводного дела». Еще в ранние годы своей профессиональной карьеры барон Дельвиг озвучивал идеи повышения продуктивности Екатерининского трубопровода. В результате воплощения в жизнь его проектов Мытищинские ключи стали давать в 10 раз больше воды. Достичь такого результата Дельвигу удалось за счет понижения уровня воды в водосборных колодцах. Кроме того им были разработаны колодцы нового типа, представляющие собой конструкцию, использующуюся и поныне: вертикальное отверстие в земле, укрытое деревянными ростверками и досками. Из них вода поднималась до уровня земли при помощи паровых машин и насосов, для чего была построена специальная станция. От места забора в Мытищах до Алексеевской водокачки вода транспортировалась по трубопроводу, выстроенному из чугунных деталей диаметром в 20 дюймов. Собиралась вода в подземном резервуаре, из которого подавалась уже в саму башню и – далее, по двум трубам в город.

 

mishinnoe zdanie mytishi

Машинное здание водопроводной станции в Мытищах в 19 веке 

 

Третья реконструкция Мытищинского водопровода состоялась под руководством городского головы Николая Алексеева. Начата она была в 1871 году, когда Алексеев представил свой проект Ходынского водопровода с пропускной способностью более 120 тыс. вёдер в сутки. Однако, ни Ходынский, ни появившиеся в 1882 и 1883 гг. Преображенский и Андреевский трубопроводы, не смогли удовлетворить потребности жителей Москвы в питьевой воде и были заброшены.

 

В 1882 году особым собранием под председательством барона Дельвига в Петербурге были рассмотрены работы инженеров Зальбаха и Траушольда. В них утверждалась невозможность увеличения количества забираемой Мытищинским трубопроводом воды свыше 1,5 млн ведёр воды в сутки. Инженеры основывались на геологических исследованиях, свидетельствующих об отсутствии подземного потока требуемых размеров. В конце XIX в. точку зрения Зальбаха и Траушольда попытался опровергнуть Вильям Линдлей, представив проект забора 2,4 млн ведер в сутки, однако инженер ошибся в расчетах, и его проект был признан недостоверным.

 

Новый Мытищинский водопровод

В 1888–1889 гг. силами русских инженеров – Владимира Шухова, Евгения Кнорре и Константина Лембке – был разработан проект нового водопровода в Мытищах. Работа проектировщиков основывалась на точных расчетах размера бассейна Яузы, а также толщины ее водоносного слоя. Опираясь на четкое понимание уровня подпочвенных вод (наибольшая толщина которого наблюдалась по краям бассейна, а минимальная – около реки Яузы), инженеры пришли к заключению, что вся вода из подземного бассейна выходит к Яузе и отводится по ее руслу, как по каналу. Далее, по мнению авторов проекта следовало, что возможный водозабор с этого участка может достигать более 1 млн 130 тыс. вёдер в сутки. Специальным ученым собранием, которое состоялось в Императорском университете, было решено признать справедливость проделанных расчетов, и проект был одобрен.

 

porovye mashini vodoprovodnoy stancii

Паровые машины водопроводной станции в Мытищах, 19 век.

 

В последней редакции в проекте также было учтено вероятное возрастание потребностей Москвы в воде до 3,7 млн вёдер в сутки. Необходимое количество питьевой воды планировалось собрать по верхнему и нижнему течениям Яузы. Проект реализовали в 1893 году. История первого российского водопровода была окончена.

 

pamyatnik vodprovody

Памятник в честь двухсотлетия Мытищинского водопровода, установлен 3 сентября 2004 года 

Контакты

 

8 (800) 777-20-84

Бесплатный звонок по всей России

+7 (351) 202-02-12

 

г. Челябинск, ул. 40-летия Октября 21

 

Скачать реквизиты комании

 

zakaz@ngmagistral.ru

© ООО ПКФ "Нефтегаз-Магистраль". ОГРН 1167456118466 Производство и поставка соединительных деталей трубопровода, 2011-2017

 

Заказать обратный звонок

Оставьте свои контактные данные и наш
менеджер свяжется с Вами
в течение 20 минут в рабоче время

Отправить заявку

Заказать обратный звонок

Оставьте свои контактные данные и наш менеджер свяжется с Вами в течение 20 минут в рабоче время